- Общение
- информационный механизм взаимодействия социальных субъектов (индивид, группа, класс и т. д.), с помощью которого на основе свойства социального отражения происходит соорганизация их жизнедеятельности и развития во всех сферах деятельности и общественных отношений. Различают виды (материальное и духовное) и уровни (межличностное и массовое) О. Через материальное О. обеспечивается циркуляция информации, заключенной в социальной предметности (вещи, продукте, товаре); сфера его проявления прежде всего материальное производство, а также распределение, обмен, потребление произведенных продуктов. Духовное О. специализировано как знаково-символическая деятельность, осуществляется с помощью слова, жеста, мимики, семантики поведения; сфера проявления духовная жизнь общества и, прежде всего, общественное сознание во всех его формах, уровнях, состояниях. Материальное О. в конечном счете детерминирует О. духовное так же, как материальное производство духовное, общественное бытие общественное сознание. Уровни организации О. соответствуют иерархии социальных субъектов.
Межличностное О. служит механизмом группообразования, внутрии межгрупповых отношений; оно сориентировано преимущественно на индивидуализированных коммуникатора и реципиента. Массовое О. служит механизмом взаимодействия на уровне общества, нации, класса, слоя, механизмом развития внутрии межклассовых отношений (классовой консолидации, классовой борьбы, сотрудничества классов). В массовом О. индивиды участвуют прежде всего как социальные типы, как носители социальных ролей. Оба уровня организации О. предстают как системы, так или иначе дополняющие одна другую в классовом обществе. Система межличностного О. отличается мобильностью, динамизмом, преобладанием стихийности. Система массового О. имеет более стабильную структуру, а в ее организации преобладает сознательное начало. Если с помощью системы межличностного О. формируются прежде всего фольклор, психологические стереотипы, обычаи, слухи и т. п., то через систему массового О. распространяются преимущественно идеологические концепции, юридические и моральные нормы, произведения литературы и искусства, ведется пропаганда и т. д.
06щественное мнение формируется при участии обеих систем, под их (часто противоречивым) влиянием. Появление и развитие систем О. обусловлены классовой дифференциацией общества, генезисом его социально-классовой структуры. В антагонистических формациях организационным стержнем всей системы О. является классовый антагонизм, способный направлять и изменять соотношение регулятивных функций межличностного и массового О. Однако преобладающим в этой организации О. остается стихийное начало. Преобладание сознательного, планомерного начала в организации О., превращение его в инструмент социально-преобразующей деятельности достижимы лишь в условиях социализма. Устранение классового антагонизма из организации О. позволяет координировать регулятивные функции материального и духовного, межличностного и массового О. (хотя это не исключает возникновения противоречий между ними). Своевременное переналаживание организации О.важнейшая задача перестройки. Она требует новой культуры О. Предстоит осуществить переход от стереотипов О., сформировавшихся в условиях господства догматического единомыслия и подавления демократических форм общественной жизни, к О. в ситуации демократии и гласности, политического плюрализма, возросшего динамизма общества. В этой связи особо актуальной является проблема организации межнационального О. с целью быстрейшего исправления деформации автономий, решения накопившихся социально-экономических проблем республик, устранения возникшей напряженности в сфере межнациональных отношений, обеспечения роста национального сознания народов страны. Общая тенденция эволюции организации О. при социализме состоит в приближении ее к «производству самой формы общения» (К. Маркс, Ф. Энгельс), присущему высшей фазе коммунистической формации.
Социологический справочник. — К.: Политиздат Украины. Под ред. В. И. Воловича. 1990.